Сложно остаться равнодушным глядя на облака, плывущие ясным солнечным утром по стеклянной крыше Шкода Рапид Спейсбек.
А ночью — на ней сияют, изящно выгибаясь, небоскребы столичных бизнес-центров.
Вряд ли вы видели такое прежде, даже если хорошо знакомы с продукцией марки. До сих пор «Шкода» не выдувала стекла на всю в крышу, большая часть которого — еще и прозрачна.
Со стразами и без.
Впрочем, обзор из верхнего «окна» длиной 1210 мм и шириной 780 мм — это прерогатива пассажиров «Спейсбека».
Глазу стороннего наблюдателя, не вооруженному поляризационным фильтром, обычно видна лишь тонированная стеклянная крыша, плавно перетекающая в стекло задней двери. Оно в тестовом автомобиле дотягивается своим нижним краем до номерного знака, и замыкает в единое геометрическое целое задние фонари. Эти примерно десять дополнительных сантиметров, которые могут быть добавлены к длине стекла — опция, равно как и панорамная крыша. Разве что временно бесценная, поскольку в начале августа к заказу, например, в Украине — она была еще недоступна. А вот стеклянная крыша — уже обрела свой прайс: всего-то $955 по упрямо растущему курсу — и она ваша. Эта штука стоит «штуку» — легко запомнить.
А понять?
С чего это «Шкода» предлагает для «Спейсбека» столь недешевые опции, недоступные для единокровного «Рапида», и к тому же, мало влияющие на функционал? Оттого, что хэтч — это не только более короткий кузов, но еще и более яркая упаковка техники, уже хорошо знакомой по «Рапиду». Чешский производитель теперь готов угождать не только суровым практикам, но и рационалистам — с развитым чувством прекрасного. Им наверняка понравится знак, который подает обществу стеклянная крыша.
Она полупрозрачно намекает, что эта «Шкода» — куплена не на последние деньги; социум глядит и уважительно кивает.
Можно подумать, что вся привлекательность Шкода Рапид Спейсбек — черта не врожденная, а приобретаемая щедрым покупателем, не устоявшим перед чарующим зовом опций. Однако, на парковке возле автосалона мне встретился «Спейсбек» в базовой комплектации, и даже он — мил глазу благодаря лаконичности своих форм и обезоруживающей простоте прямых линий: профиль у машины динамичный, подтянутый. Анфас хетч практически неотличим от «Рапида», но у нашего героя — нет привычного по лифтбеку «хвоста». «Спейсбек» короче почти на 18 см, а объем его багажника — на сто с небольшим литров меньше, чем у «Рапида», и в то же время едва ли не рекордный для своего класса — 415 л.
Свет, цвет, хват.
При неизменной по сравнению с «Рапидом» колесной базе, салон тестового «Спейсбека» воспринимается более воздушным и светлым. Видимо, сказывается эффект прозрачной крыши, которую в солнечный день можно изнутри закрыть шторками. Они не останавливают свет вовсе, а лишь приглушают его, и мягкая фоновая подсветка — несколько смягчает строгость салона. Он выглядит словно кабинет судьи, не берущего мзду: черный цвет, преимущественно твердый пластик — dura lex sed lex…
Темная обивка, безусловно, практична, и будет хорошим выбором для тех, кто надумал подрабатывать извозчиком или еще не отучил своих малышей крошить вокруг себя шоколадное печенье. Однако, из предложенных производителем цветов обивки я, не задумываясь, выбрал бы бежевый — оформленный в светлых тонах интерьер выглядит не только дороже, но и веселей.
В сети я нашел хороший сайт, полностью посвященный автомобилям Skoda — http://moyaskoda.ru/. Весьма интересно и информативно описаны характеристики не только Шкода Рапид Спейсбек, других автомобилей модельного ряда Шкода.
Вот что я узнал про «Спейсбека».
Счастье есть…
… и оно может почти не есть — «Спейс-бек» (как и «Рапид») доступен в том числе с дизельным 1,6-литровым мотором, у которого аппетит, как у «смарта».
Цифры среднего расхода в 4-5 л/100 км — на экране бортового компьютера автомобиля вовсе не редкость. Если двигаться с постоянной скоростью 90-100 км/час по трассе, можно доэкономиться и до 3,8 л на сотню. А если сильно спешить куда-то в городе, расход увеличивается лишь на литр-полтора. Я залил в бак 15 литров, и еле выездил их за полную трудовых будней неделю. Если ваш график не предполагает дальних ежедневных поездок, то 55 литров топлива, которые вмещает бак, вполне может хватить на месяц.
Дизельный двигатель агрегатируется исключительно механикой, по-немецки четкой и слаженной. Даже на последней 5-й передаче — дизельный «Спейсбек», водитель которого распоряжается крутящим моментом в 250 Нм, ускоряется с напором. Поэтому, на трассе переключаться вниз придется редко. В городе — рабочий диапазон 1500-2500 об/мин.
С первой отметки начинается максимум тяги, а выше второй — раскручивать двигатель нет особой нужды: динамика и без того убедительная.
Работа рычагом механической коробки «Спейсбека» — совершенно необременительна. Ходы короткие и четкие, передачи не перепутаешь, а педаль сцепления — информативна. Свою лепту в комфорт водителя вносит и удобный подлокотник, регулируемый по высоте.
Подвеска Шкода Рапид Спейсбек показалась мне чуть более комфортной, чем у «Рапида». У ощущений есть объективные основания, ведь характеристики задних пружин и амортизаторов у хэтча — отличаются от «рапидовских», что обусловлено иной весовой категорией задней оси. В целом же, настройки ходовой являют собой удачный компромисс между комфортом и управляемостью. Автомобиль точно следует за рулем, подчеркнуто податливым благодаря новому электромеханическому усилителю, почти не кренится в поворотах и, не поперхнувшись, глотает мелкие и средние неровности. В борьбе с крупными — подвеске не всегда хватает энергоемкости. То же самое происходит и на крутых асфальтовых волнах: кузов слишком уж верно-подданно повторяет профиль дорожного полотна, подчас приседая так глубоко, что поневоле задумаешься о крепкой стальной защите моторного отсека. Впрочем, в наших условиях — такая страховка, в любом случае, не повредит.
Основные достоинства и недостатки.
- Меня обрадовала табличка с надписью «сделано в Украине», закрепленная в проеме передней пассажирской двери. Чаще бы читать такие слова на добротных автомобилях!
- Ах, эта крыша! Для стороннего наблюдателя она служит большущим зеркалом, в котором невероятно красиво отражаются облака и небоскребы.
- А пассажиры автомобиля — получают дополнительное окошко длиной 1210 мм и шириной 780 мм.
- Опциональное удлиненное стекло задней двери почти дотягивается до номерного знака. А вот стандартное — заканчивается на уровне верхней кромки фонарей. Тоже красиво, но без изюминки.
- Хорошая динамика, управляемость и шумоизоляция, очень умеренный расход топлива.
- Недостаток энергоемкости подвески в некоторых режимах движения.
- Объем багажника — 415 л, что на 100 л больше, чем у нынешней «Фабии».
- А если разложить спинки сидений, получим отсек объемом 1380 л. Чтобы сгладить образующуюся ступеньку, «Шкода» предлагает установить опциональную «промежуточную» полку.
- Колесная база у «Спейсбека» такая же, как у «Рапида». И места во втором ряду, в общем-то, столько же. Но в хэтче задним пассажирам интереснее: на них может падать чарующе мягкий свет, а глаза — глядеть не в потолок, но в небо. Цена удовольствия — $955.
- В салоне важнейшие отличия Шкода Рапид Спейсбек от «Рапида» — сводятся и более удобному трех-спицевому рулю и декоративной накладке на приборную панель — в данном случае, «под алюминий».