По-другому можно было бы назвать этот текст “чудеса лоббизма”.
В недрах Минпромторга готовится проект постановления о выделения многомиллиардных субсидий отечественному автопрому, средства под эти цели уже зарезервированы в бюджете на следующие три года.
Подобные новости звучат уже привычно, кажется, что государство занимается реанимацией и спасением отечественных автогигантов уже второй десяток лет без перерыва. Казалось, что с покупкой части акций АвтоВАЗа международным автоконцерном Renault-Nissan на предприятие придёт новый менеджмент, который, наконец, выстроит в Тольятти самостоятельное и прибыльное предприятие. То же самое ожидали и от крупнейшего производителя грузовиков и запчастей КАМАЗ, несколько лет подряд свою долю в предприятии увеличивает концерн Daimler.
Тем не менее, за неудовлетворительную эффективность топ-менеджмента компаний в очередной раз заплатит бюджет, по сути дела, каждый трудоспособный россиянин. Ежегодные совокупные выплаты в течении следующих трёх лет составят около ста миллиардов рублей.
Правительство формулирует цель субсидирования, как “компенсацию за сохранение рабочих мест.
Для примера можно сказать, что на каждый выпущенный автомобиль экологического класса ЕВРО-4 с мотором до двух литров производитель получит 12000 рублей. Размер помощи зависит от объёмов производства. Максимальную выплату — до 9 миллиардов рублей — сможет получить именно АвтоВАЗ. Кроме того, предприятия будут получать отдельные субсидии на проведение НИОКР (до 125 миллионов рублей ежеквартально) и на оплату энергоносителей (до четверти миллиарда в год).
Настоящим поводом для новой программы субсидирования автопроизводителей является так называемый утилизационный сбор.
- Этот сбор был придуман Правительством в прошлом году, его назначением была защита внутреннего рынка от подешевевших в результате вступления в ВТО импортных автомобилей. Фактически, для импортных новых “легковушек” и грузовиков ввозные пошлины заменили на утилизационный сбор. Российские же предприятия вместо уплаты сбора просто давали обязательства “позаботиться” об утилизации собственной продукции.
- Странам-партнёрам по ВТО такая несправедливость не понравилась и весной текущего года от российских властей потребовали уравнять права импортёров и местных производителей.
- Российские власти вместо отмены утилизационного сбора для всех производителей приняли решение обложить новой повинностью и доморощенные предприятия. В результате, для последних сильно ухудшилась бы конъюнктура. Чтобы избежать потерь, производители пролоббировали новую программу субсидий.
- Некоторые эксперты уже подсчитали, что очередное спасение утопающих предприятий обойдётся каждому работающему россиянину примерно в пять тысяч рублей ежегодно. Кроме того, нет уверенности, что отечественные автомобили всё-таки не подорожают после введения утилизационного сбора.